IEER | Энергетика и Безопасность № 23


Вехи на пути к миру в Южной Азии

Л. Рамдас


Индия и Пакистан были на грани войны и ядерной катастрофы, но к счастью они эту грань не перешли. Однако опасность остается, и оба государства продолжают зависеть от факторов, которые они не могут контролировать в полной мере. Будущее региона находится в руках элементов, способных спровоцировать войну - пакистанских фундаменталистов, выступающих за вооруженную борьбу против Индии, а также индийских правых радикалов, занимающих сходную позицию по отношению к Пакистану. Ситуация не изменится до тех пор, пока оба правительства не введут меры по смягчению существующей конфронтации и не перейдут к диалогу.

Необходимо комплексное достижение следующих целей:

  • Полностью прекратить инфильтрацию боевиков в индийскую часть Джамму и Кашмира со стороны Пакистана;
  • прекратить нарушение прав человека во всех формах как боевиками, так и силами безопасности;
  • решить кашмирский вопрос мирным путем, принимая во внимание наследие раздела Британской Индии на Индию и Пакистан и настоящее состояние дел в регионе: существование «линии контроля» в качестве фактической границы начиная с Шимланского соглашения 1972;
  • наметить процесс определения воли народов, населяющих Джамму и Кашмир, относительно их будущего;
  • смягчить ядерную напряженность и устранить риск ядерной войны;
  • открыть границу для беспрепятственного передвижения людей и свободной торговли, а также создать социальные и политические условия, которые способствовали бы добрососедским отношениям как между Индией и Пакистаном, так и во всей Южной Азии.

Эти давно назревшие проблемы можно было бы решить с использованием изложенных далее механизмов, помная и истории различных соглашений, которые были подписаны или почти подписаны Индией и Пакистаном, однако до сих пор не приведены в исполнение. При подходе к этому вопросу необходимо также учитывать новый мощный фактор, определяющий ситуацию в Южной Азии, а именно: наличие у Индии и Пакистана ядерных арсеналов ставит угрозу ядерной войны в неразрывную связь с войной, ведущейся обычными средствами. Если власти Индии и Пакистана хотят мира - что само по себе несколько больше, чем просто отсутствие войны - то для поддержания прочного мира следует решать проблемы взаимоотношений между народами и между различными группами населения внутри отдельных государств на основании принципов равенства, терпимости и дружбы.

Пакистан дал обещание навсегда положить конец инфильтрации боевиков в индийский Кашмир, что требует мониторинга. Индия предложила совместное патрулирование границы, но Пакистан с этим не согласился. Ситуация к тому же осложняется «аллергической реакцией» Индии на вмешательство в кашмирский вопрос какой-либо влиятельной третьей стороны. Однако Соединенные Штаты и другие страны уже играют существенную роль в поддержании диалога между главами двух государств.

Поэтому необходимый компромисс в отношении проведения мониторинга найден в виде идеи создания на базе Южно-азиатской ассоциации регионального сотрудничества (ЮААРС) специальных групп, руководство которых назначалось бы с согласия обеих сторон. Для эффективной работы этих групп другие страны, включая США, могли бы снабжать их технической информацией. В качестве первого шага Индия должна продемонстрировать добрую волю и уменьшить количество войск, сосредоточенных вдоль границы, а также восстановить все нарушенные пути сообщения между двумя странами, включая автомобильные, железнодорожные и воздушные. Необходимо стремиться к скорейшему сокращению пограничных войск до уровня, предшествовавшего 13 декабря.

В кашмирском вопросе замешаны три стороны: Индия, Пакистан и население Джамму и Кашмира, и очень важно, чтобы Индия признавала это. Кроме того, Индия и Пакистан должны понять, что фактическое разделение бывшего штата Джамму и Кашмир уже состоялось, и принять как данность «Линию контроля», выполняющую функцию международной границы двух государств. Невозможно отрицать, что народ Джамму и Кашмира достаточно страдал из-за «перетягивания каната» между Индией и Пакистаном в течение пяти десятилетий. Люди желают мира и прекращения всех форм насилия.

Чтобы сделать первый шаг в этом направлении и продемонстрировать искренность своих намерений, Индия и Пакистан должны сократить количество войск на кашмирской границе. Пакистан должен также закрыть все лагеря для подготовки вооруженных сепаратистов на своей территории.

Центром любого подхода к разрешению «проблемы Кашмира» должен стать процесс определения воли населения всего бывшего штата Джамму и Кашмир, при этом необходимо помнить об уже существующем фактическом разделении штата.

Для установления мира в регионе в скорейшие сроки можно предложить следующую схему: во-первых, кашмирцам по обе стороны границы следует предоставить шанс самим выбирать гражданство, индийское или пакистанское, а также гарантии безопасности при переходе с одной стороны на другую. Для осуществления этого оба государства должны договориться относительно той или иной формы международного надзора. Роль международного наблюдателя можно поручить группе мониторинга ЮААРС, о которой упоминалось выше. Во-вторых, люди, вынужденные покинуть свои дома и землю в результате текущего конфликта (как, например, кашмирские пандиты), должны получить возможность спокойно и беспрепятственно вернуться обратно. В-третьих, границу между Индией и Пакистаном в Кашмире следует оставить сравнительно открытой, чтобы кашмирцы с обеих сторон могли без затруднений пересекать ее в личных, семейных или деловых целях.

Оба государства должны подтвердить свои обязательства вести мирные переговоры по всем нерешенным вопросам, не прибегать к военным действиям, не передавать полномочия третьему лицу и не прибегать к каким-либо иным средствам. Данная формулировка должна соответствовать интересам обеих сторон. Это означает, в первую очередь, перемирие вдоль «Линии контроля». Пакистан должен принять политику ненанесения первого ядерного удара, которая уже соблюдается Индией, что является эквивалентом ядерного «перемирия». Индия и Пакистан могли бы обратиться к своим лучшим и древнейшим традициям и не только устранить угрозу войны, но и заключить подлинный взаимный мир. Они могли бы вывести все свое ядерное оружие из состояния боевой готовности под двусторонним контролем или наблюдением группы мониторинга от ЮААРС, и таким образом подать пример остальным ядерным державам и вместе возглавить кампанию за ядерное разоружение во всем мире.

Только прочный мир может развеять тучи войны и угрозу ядерного пожара в Южной Азии. На заре ядерной эры Альберт Эйнштейн призвал человечество начать думать по-новому - иначе оно может погибнуть. Западные лидеры безрассудно пренебрегли предупреждением, и пока США и Россия сохраняют в целом более 4 000 ядерных боеголовок в состоянии повышенной боевой готовности, несмотря на все заявления о мирных и дружественных отношениях, мир остается на краю ядерной пропасти.

Недавно в Колледже объединенного мира в Сингапуре прошел недельный семинар «Мирная инициатива: проблема Кашмира», в котором приняли участие сорок молодых граждан Индии и Пакистана. Ими был принят вдохновляющий документ - Объявление общих принципов. В заключительном параграфе этого документа говорится:

Мы верим, что в нашей власти сделать свое поколение и будущие поколения либо лучшими из когда-либо существовавших в истории человечества, либо худшими. Выбор всецело в наших руках - мы сделали выбор в пользу лучшей и мирной жизни.

Именно это, а не постоянное состояние необъявленной войны, в котором по-прежнему пребывают эти страны, подошло бы региону, который дал миру Бадшах Хана и Ганди, как и единственное в своем роде освободительное движение.

--------------------
Эта передовая статья была опубликована в газете «Хинду» 18 июля 2002 г. Перепечатано с разрешения издателя. Автор статьи - бывший глава штаба индийского флота.


Энергетика и Безопасность № 23
Энергетика и Безопасность | (английский вариант)
IEER
Институт исследований энергетики и окружающей среды

Ваши вопросы и замечание посылайте директору по внешним свазям: ieer@ieer.org
Такома Парк, Мэриланд США

2003 г. (Английский вариант издания был опубликован в ноябре 2002 г.)

Опубликована в Интернетe в марте 2003 г.